→ Кейс-технология на уроках литературы. Тема: «Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы Примеры кейсов на уроках литературы

Кейс-технология на уроках литературы. Тема: «Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы Примеры кейсов на уроках литературы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.


Казюлина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.

Цели кейс–метода заключаются в:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам.
Кейс-методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

И все же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.


Список литературы
  1. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
  2. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
  3. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  5. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/
  6. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/


Урок литературы с использованием кейс-метода в 5 классе:
«Мы в ответе за тех,кого приручили…» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Цели урока:
1.Способствовать формированию чувства ответственности, развивать умение анализировать текст художественного произведения, умение соотносить его с реальной жизнью.
2.Воспитание мотивов учения, положительного отношения к животным, воспитание культуры общения и самостоятельности;
3. Способствовать расширению словарного запаса обучающихся и развитию речи. Развивать умение анализировать, умение правильно формулировать и излагать свои мысли, развивать критическое мышление.
Ход урока
1.Оргмомент.
Добрый день, ребята. У нас сегодня есть ещё одна возможность прикоснуться к таинствам литературы. Творческого вдохновения всем нам! Покажите мне все свои ладошки, спасибо, я рада, что вы готовы к сотрудничеству.
Обучающиеся делятся на 3 группы.
2.Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами проведём урок с использованием кейс-метода. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить, в связи с данной темой.(запись на доске, ребята предлагают вопросы для обсуждения).Попробуем ответить на эти вопросы, работать будем в группах и все вместе.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение про бездомную собаку Паромоненко Юлии.
Пес бездомный, бредущий понуро,Пусть не будет он миром отринут!Это жизнь его сделала хмурым –Он хозяевами был покинут…
Он любил их, себя забывая,Предан был всей душой беззаботной!А теперь он бредет и не знает,Где укрыться от вьюги холодной.
Где кусок ухватить с голодухи -Тот, что вы донесли до помойки…Люди! Что ж вы так немы и глухи!..Видно, не были вы одиноки…
Этот пес так в глаза посмотреть вам стремится –Ищет он там ответ своей чистой любви.Вы могли б с этим псом навсегда подружиться,Вы его понимать бы, наверно, могли…
Посмотрите в глаза псу бездомному, люди!Улыбнитесь ему и погладьте слегка.И у вас беззаветнее друга не будет,И не будет дорога уже далека…
И не будет брести этот пес одинокоПо обочинам хмурым, хвост устало поджав…Подарите тепла ему, люди, немного -Пожалев, полюбив и немного поняв…
Учитель: о чём это стихотворение? Какова его основная мысль? (ответы детей)
-Да, человек приручил животное много веков назад. С тех пор в нашей жизни появились незаменимые и верные помощники. Домашние и дикие животные всё чаще спасают жизнь людям. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» сказал нам через своего героя Маленького Принца замечательный писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Эти слова и являют собой тему нашего урока(запись в тетради).
(сообщение ученика о дельфинах, которые спасли от смерти четырёх человек. Людей плотным кольцом окружили дельфины, потому что рядом с ними плавала трёхметровая белая акула. Люди провели с дельфинами долгое время, а потом животные сопроводили пловцов на безопасную глубину).(сообщение ученика о случае, когда самая обычная дворняга спасла от землетрясения сразу несколько семей, подкармливающих собаку. Она так истошно выла под дверями домов, что хозяева были вынуждены выйти, и в это время стены обрушились.)-А всегда ли мы понимаем, что такое ответственность за тех, «кого мы приручили»? К чему может привести человеческая безответственность? Что мы сможем сделать, чтобы мир вокруг нас был добрее и лучше? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня на уроке.
Работа с кейсом.
1 ситуация. Родители Тани долгое время не позволяли девочкезавести кошку или собаку. Наконец, она добилась разрешения завести хотя бы рыбок. Правда Таня забывала иногда их кормить и менять воду. Через какое- то время…
2 ситуация. Юлия нашла на улице симпатичного щенка и привела его домой. Родители, поворчав, поддались на уговоры любимой дочки и оставили собаку. Юля поначалу ухаживала за щенком6кормила по режиму, выгуливала. Постепенно ей всё это надоело. Щенок от скуки стал грызть обувь, книги, одежду, ходить в туалет в коридоре. И тогда…
Вопросы.
-Как вы считаете, реальны ли данные ситуации? Сталкивались ли вы с подобными ситуациями?
-Как могли окончиться эти истории? Домыслите их в положительном и отрицательном ключе.
-О чём забыли дети в обоих случаях?
-Что такое ответственность, преданность? Найдите толкование этих слов в словаре.
Работа в группах.
1 группа.
- С кем встречается Маленький Принц в 21 главе? Почему Лис не может поиграть с маленьким Принцем? О чём он просит Принца?
-А как это «приручить»?
2 группа.
- О ком рассказ «Кусака» Леонида Андреева? Почему он так называется?
-Что знала Кусака до встречи с людьми, приехавшими на дачу: добро, любовь, жалость, надежда, зло, обида, скука, злоба. Как вы понимаете эти понятия?
-Что изменилось в жизни собаки с приездом людей? Какова была первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол от платья Лели? Каким образом люди лишили собаку её непримиримой злобы?
-И человек, и собака привыкают как к плохому,так и к хорошему.Кчему привыкла Кусака за лето?
3 группа.
-О чём стихотворение Юлии Паромоненко? Какие мысли, чувства автор выразила в стихотворении?
-Какими качествами наделяет автор человека, а какими –собаку?
-Что такое благородство души?
-Сравните содержание стихотворения с содержанием рассказа «Кусака».
Учитель: К сожалению, очень много брошенных животных в реальной жизни. Эта проблема очень актуальна и злободневна. Что мы можем сделать в данной ситуации? Чем мы можем помочь животным? А.Сент-Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех,кого приручили…» Но не все люди помнят это. Очень часто нежелание брать на себя ответственность за того, кого мы приручили, ведёт к злу. Есть хорошие или злые поступки, которые мы совершаем.Это и есть суть понятий «добро» и «зло».И каждый из нас сам делает свой выбор.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и приносит свои результаты. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Цели кейс– метода заключаются в:

  • активизации учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Сущность кейс-метода заключается в следующем:

  • Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
  • Блочно–модульное построение изучение нового материала.
  • Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.
  • Общение, обмен ответами между учащимися.
  • Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.

Методика преподавания литературы по кейс–методу.

Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс, как пакет документов для работы учащихся.

Структура и содержание кейса:

  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение:
  • наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
  • литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам.

Примерная схема обучения по кейс–методу:

Методика каждого этапа.

1. Подготовка учителем и учащимися:

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

Учащиеся на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

3. Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

4. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

  • Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
  • Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
  • Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
  • Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:

  • общность проблемы для всех;
  • общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
  • количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
  • выделение лидера (формального или неформального);
  • создание контролирующей группы (например, экспертов);
  • гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
  • учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).

Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.

5. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

  • грамотное решение проблемы;
  • новизна и неординарность решения проблемы;
  • краткость и четкость изложения теоретической части;
  • качество оформления решения проблемы;
  • этика ведения дискуссии;
  • активность работы всех членов микрогруппы.

Пример применения кейс-метода на уроке литературы.

При изучении рассказа «Цифры» И.А. Бунина, 7 класс

Основой обсуждения является поступок главных героев, которые, имея очень чуткую натуру, тем не менее, поддаются негативному порыву и вступают в конфликт.

Тема урока: Воспитание детей в семье. Герои рассказа «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Вопросы:

  • В чём причина конфликта?
  • Кто виновен в возникновении конфликта?
  • Как ведут себя участники конфликта?
  • Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?
  • Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?

Представление результата: Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

Список литературы и источников готовых кейсов

1. Амренова М.М. Новые подходы к развитию физической культуры / М.М.Амренова, Т.В.Степкина // статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 9, 2003.

2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций. / Л.Б.Барнс, Р.К.Кристенсен, Э.Дж. Хансен. – М.: Гардарики, 2000. - 502с.

3. Бринкендорф Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет. – М.: Hippo, 2005. -224с.

4. М. Буравой Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж, № 10 – 11, 1997.

5. Виханский О.С. Российский менеджмент. Учебное пособие для вузов. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту./ О.С.Виханский, А.И.Наумов, А.М.Зобов. – М.: ГАУ,1997.

6. Возможности кейс-методов в развитии панорамно-педагогического мышления / И.И. Черкасова// статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 6, 2007.

7. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с. 169-194.

8. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск 2003

9. Использование кейс-технологии в профессиональном образовании / Г.С. Стуканова // статья в журнале «Приложение к журналу Среднее профессиональное образование» № 8, 2007.

10. Использование кейс-технологии на занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / Т.Н. Банникова // статья в журнале «Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» № 9, 2009.

11. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007.

12. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.

13. Кейс-технология обучения / Т.В. Могузова // статья в журнале «Профессиональное образование № 5, 2004.

14. Кейс-метод при проведении практического занятия / И.Б. Поперняк // статья в журнале «Специалист» № 4,2005.

15. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2010.

16. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С.Ю, Темина // статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 1, 2010.

17. Козина И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. 1995. N5-6, c.65-90.

18. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189.

19. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с.8-11.

20. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.

21. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. - 1999.-№5 с. 113-120; №6. с. 117-123.

22. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

23. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография. Под ред Г.Н. Прозументовой. Томск. Изд-во Том. Ун-та 2005 г.

24. Применение кейс-метода на занятиях / Т.В. Савостина // статья в журнале «Специалист» № 4, 2009.

25. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютерра, №13-15, 2000г.

26. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г.

27. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: М.- сборник "Инновации в российском образовании", ВПО, 2000г.

28. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода \ под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития 2002г.

Метод кейса в обучении русскому языку и литературе
Аннотация. В статье рассматриваются применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы, его взаимосвязь с другими современными методами обучения. Автор предлагает несколько вариантов использования кейсов на уроках. Статья главным образом ориентирована на педагогов школ.
Summary. In article application a case method at Russian and literature lessons, its interrelation with other modern methods of training is considered. The author offers some options of use of cases at lessons. Article is mainly focused on teachers of schools.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения не только в профильных и общеобразовательных классах, но и в дистанционном обучении.

Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

По своей сути метод кейса близок к таким методам, как игра, проект, дискуссия [ 3, c .12]. Поэтому кейсы могут быть дополнены следующими элементами из перечисленных методов обучения: игры на развитие речи (Слово-сказка, Эпитеты по алфавиту, Рисуночное письмо), игры-оптимизаторы (Нарисуй свою мечту, Пожелание дня, Хочу быть волшебником, Апельсиновое настроение), проекты «История моей фамилии», «Почему мы ошибаемся в написании слов», «Наш язык похож на языки других народов мира», дискуссия «Согласен ли я со словами К. Паустовского о русском языке?».

Мы хотели бы представить несколько кейсов, которые были включены в уроки русского языка и литературы в 5 классе.
Кейс 1 «Детский писатель: кто он?»:
Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на 3-х подушках

Перед столиком с едой?

Самолет – один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении
«От кареты до ракеты»

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

Слабому - опорой

В поединке смелым,

Преданным народу.

Мыслями и делом.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

Несмотря на многообразие творческих интересов, сам писатель главным делом своей жизни считал поэзию для детей.

Вопрос1: Что вы знаете о биографии этого писателя?

Задание 1: Найдите в тексте стихотворения характеристику Дяди Стёпы.

Вопрос 2: В одном переулке

Стояли дома

В одном из домов

Жил упрямый…?

Задание 2: В чем особенность щенка Трезора из стихотворения «Мой щенок Трезор»?

Кейс 2 «Почему это наука русского языка важна для нас?».
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
ДОПОЛНИТЕ
[ йазык ] – язык
Звук может быть согласным, гласным…
Одна буква я дает всегда два звука й,а
Звонкий звук оглушается…
[ йож ] – ёж
Й – согласный звук…
[ мойа ] – моя
Звук О в безударной позиции…
Транскрипция слова всегда отлична от написания этого слова.
. – это наука русского языка, изучающая звуки

Кейс 3 «Моя сказка».

Найти определения к терминам в учебнике: зачин, повтор, олицетворение, сравнение, сказка, фольклор.

Миф и сказка: похожие жанры?

Текст Е. Клюева является сказкой, почему?

Записать слово ЦВЕТОК, на каждую букву слова придумать волшебных персонажей, затем написать сказку с участием этих героев.

Кейс 4 «Какая сказка?».

Учащиеся ищут слова-подсказки, которые находятся в кабинете литературы: они могут быть на мебели, доске, подоконнике.

Затем все слова собираются в единое место, например, на доске.

Слова: жили-были, три, стрела, лягушка, царевна, желания, волшебство.

Дети угадывают сказку и затем пишут мини-сочинение «Почему сказка о Царевне-лягушке является волшебной?».

О чем говорится в отрывках из стихотворений:

Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Как называются данные стихотворения? Когда отмечается День родного языка? Нужен ли данный праздник в нашей стране?

Проанализировав методику использования case-study в работе с учащимися, мы выделили следующие требования к кейсу в условиях подготовки будущих выпускников школы, коммуникабельных, мобильных и уверенных в себе:

    случай из жизни подростка;

    проблема, требующая решения;

    возможность нескольких путей решений данной проблемы;

    иллюстрация типичных ситуаций;

    развитие критического мышления.

Обучение с помощью метода кейса помогает школьникам приобрести разнообразные навыки:

    сбора информации (общение с разными возрастными категориями);

    критического мышления;

    межличностного общения: выслушивание и понимание других людей;

    коллективной работы в группе;

    творческой работы.

На наш взгляд, подобные занятия с детьми и подростками имеют большое воспитательное значение и помогают созданию условий для принятия учениками многообразия действительности, формированию системного видения, развитию устной речи и умению критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.

Литература

    Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1999. – 381 с.

    Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61 – 69.

    Балясникова, Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) / Т.А. Балясникова. – М.: Планета, 2011. – 275 с.

 

 

Это интересно: