→ Каналы как искусственные русла. Интересное в сети! Общая протяженность каналов в мире километров

Каналы как искусственные русла. Интересное в сети! Общая протяженность каналов в мире километров

Это путешествие по реке. Но зачастую теплоходы передвигаются не только по рекам, но и по водохранилищам, которые образованы из рек, каналам, которые соединяют эти реки, и по озёрам. Также довольно часто речные теплоходы выходят в прибрежное плавание по морю, например, суда следующие по реке Дон часто выходят в Азовское море. Для всех перечисленных категорий придумали общее название - внутренние водные пути России .

Родина наша необъятна и прекрасна, поэтому рек, озер и других водоемов в ней очень много, но далеко не все из них пригодны для судоходства, и еще меньшее число из них интересно для развлекательных путешествий. Наиболее популярны круизы по рекам Европейской части России, большая часть которых объединена в Единую глубоководную систему Российской Федерации. Также существуют круизы по Лене, Амуру, и другим рекам, но, учитывая особенности климата в Сибири и на Дальнем востоке, они, скорее, являются экзотическими.

Единая глубоководная система России была создана в Советское время для улучшения условий плавания судов. В пределах этой системы могут передвигаться суда с осадкой 3,5 метра, шириной порядка 15 метров, длиной порядка 100 метров. Основой единой глубоководной системы является великая могучая река Волга . В данном месте надо посмотреть на и вспомнить известный лозунг советских времен: "Москва - порт пяти морей". Здесь имеется в виду:

  • От Волги до Москвы проходит канал им. Москвы (канал Москва - Волга) . Благодаря этому становится возможным плавание судов от Москвы до Каспийского моря.
  • Волго-Балтийский канал (Волго-Балт) соединяет Волгу и Балтийское море. Становится возможным плавание судов от Москвы до Балтийского моря.
  • Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал) соединяет Онежское озеро и Белое море. Благодаря нему суда смогли попасть из Санкт-Петербурга в Мурманск и Архангельск не огибая Скандинавский полуостров. Кроме того, через череду каналов Москва - Волга , Волго-Балт и Беломоро-Балтийский канал стало возможным плавание судов от Москвы до Белого моря.
  • Волго-Донской канал соединяет реку Волгу и реку Дон , которая впадает в Азовское море. Таким образом, можно попасть из Волги в Азовское и Черное море.

Множество городов Европейской части России связаны глубоководными водными путями. Но большинство речных круизов начинается и заканчивается в Москве и Санкт-Петербурге (по понятным экономическим и демографическим причинам). Однако и во всех крупных городах на Волге , Каме и других реках есть туроператоры , которые организуют туры из своего города.

В Европейской части России, помимо водных путей, входящих в Единую глубоководную систему существуют реки и каналы, по которым могут передвигаться лишь суда меньшего размера, например, двухпалубные туристические теплоходы :

  • Ока и Москва-река - возможно судоходство от Нижнего Новгорода до Москвы . Однако судоходство по этим рекам крайне зависимо от погоды. В засушливые годы даже двухпалубные теплоходы не могут пройти по Оке выше Мурома . Плохие условия для судоходства по этим рекам когда-то вызвали потребность в строительстве канала Москва - Волга . Надо также отметить, что другой целью строительства канала им. Москвы также было водоснабжение столицы, поскольку воды в Москве-реке для обеспечения водой жителей Москвы не хватало еще в дореволюционные годы.
  • Река Белая - возможно судоходство от устья до Уфы . Данный участок входит в состав "Маршрута пяти рек" - путешествие от Москвы до Уфы по рекам: Москва , Ока , Волга , Кама , Белая .
  • Вятка - возможно плавание от устья до Кирова. Такие круизы не совершались много лет, однако стали возрождаться благодаря энтузиастам из компании "Инфофлот" .
  • Северная Двина, Сухона, Северо-Двинский канал . Северо-Двинский канал соединяет реку Сухону и Волго-Балт . По каналу и рекам возможно плавание до

Канал им. Москвы (рис. 11.9) длиной 126 км соединяет водохранилище Иваньковского гидроузла на р. Волге и р. Москву. Северный склон канала длиной 73 км имеет пять шлюзов, которые обеспечивают подъем судов на 38 м. Водораздельный бьеф канала имеет длину 49 км (между шлюзами № 6 и № 7). Короткий южный склон (4 км) в пределах г. Москвы преодолевается двумя двухкамерными шлюзами № 8 и № 9.

Водораздельный бьеф канала питается волжской водой, которая подается насосными станциями и расходуется как на шлюзование судов, так и на водоснабжение г. Москвы.

На водоразделе располагаются Икшинское, Учинское, Клязьменское и Химкинское водохранилища. Насосные станции размещены на гидроузлах № 2, № 3, № 4, № 5 и № 6.

Волго-Донской (рис. 11.10) судоходный канал соединяет р. Волгу с р. Дон. Длина канала 101 км. При этом Волжский склон имеет длину 21 км, на котором расположено 9 шлюзов, с помощью которых суда поднимаются от р. Волги до водораздельного бьефа на 88 м. Спуск судов от водораздельного бьефа, где между шлюзами № 9 и № 10 располагается Варваровское водохранилище, до Цимлянского водохранилища на р. Дон производится на 43 м через 4 шлюза. Питание водораздельного бьефа производится донской водой с помощью 3-х насосных станций.

Волго-Балтийский канал (рис. 11.11) распложен между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем на р. Волга. На северном склоне канала (подъем 80 м) расположено 6 шлюзов (№ 1-6), на южном склоне (13 м) один Шекснинский шлюз (№ 7). В последние годы на Шекснинском гидроузле параллельно шлюзу № 7 построен шлюз № 8 с несколько большими габаритами. Этот шлюз является первым из шлюзов II-ой нитки Волго-Балтийского канала, которую планируется построить в перспективе.

Питание водораздельного бьефа канала, где расположено Белое озеро, осуществляется за счет естественного стока многочисленных рек, крупнейшими из которых являются река Ковжа, Вытегра, Шексна. Этого стока достаточно не только для шлюзования судов, но и для выработки электроэнергии на Шекснинской и Вытегорской ГЭС.

Беломорско-Балтийский канал (рис. 11.12) длиной 227 км соединяет Онежское озеро и Белое море. Южный склон канала имеет семь шлюзов, из которых шесть – двухкамерные. Высота подъема Онежского озера до водораздельного бьефа 70 м. Северный склон в сторону Белого моря имеет падение 100 м, которое преодолевается двенадцатью шлюзами. Питание водораздельного бьефа и промежуточных бьефов между полушлюзами естественное за счет стока рек и крупных озер. Крупнейшие реки Выг, Сегежа, а самое крупное – озеро Выг. На трассе Беломорско-Балтийского канала построено несколько гидростанций.

Ровно 80 лет назад был открыт знаменитый Беломорканал, ставший одним из самых величайших рукотворных водных путей в мире. В честь этой памятной даты рассказываем о самых знаменитых и удивительных каналах, на которых можно побывать.

Проложенный на костях тысяч заключенных ГУЛАГа канал стал не только названием знаменитых советских папирос, но и одним из символов индустриализации СССР, выведшей страну в число мировых сверхдержав. Будучи построенным за рекордно короткие сроки, Беломорканал изначально именовался в честь Иосифа Сталина, чей памятник когда-то красовался на одном из берегов. В настоящее время это по-прежнему важная транспортная артерия и набирающее популярность туристическое направление, каждый год увеличивающее пассажиропоток.

Важнейший немецкий водный транспортный путь, связывающий между собой несколько канальных систем, рек и озер, до сих пор пропускает через себя миллионы тонн грузов. Живописнейшие берега привлекают к нему тысячи туристов, любящих путешествовать на прогулочных кораблях. Но главными достопримечательностями канала являются удивительные и впечатляющие водные судоходные мосты - Магдебургский и Минденский. Каждое прохождение огромного корабля по ним привлекает сотни любопытных зевак.

Живописный действующий канал, служащий кратчайшим путем для судов, следующих из Балтийского в Северное море. Верно служивший на благо шведской казны с середины девятнадцатого века, к настоящему времени он утратил свое стратегическое значение - с тех времен и тоннаж кораблей поменялся, и железные дороги получили бурное развитие. Зато в обмен на звание главной северной транспортной артерии он получил должность очень посещаемого путешественниками туристического канала - высокая наполняемость круизных теплоходов и популярность Геты у любителей парусного спорта оставляют этот водный путь востребованным.

Величайший канал за всю историю человечества, соединивший собой воды Тихого и Атлантического океанов. Служа важнейшим судоходным путем, он переваливает через себя умопомрачительное количество грузов (тем самым наполняя бюджет Панамы), являясь еще и популярным туристическим объектом. Проплыть под знаменитым «Мостом Двух Америк» - отличный способ дополнить яркими впечатлениями свой морской круиз.

Другой из числа величайших каналов мира, похоже, никогда не утратит своей востребованности для международных грузоперевозок. На протяжении 163 километров водной дороги, без единого шлюза связывающей Средиземное и Красное море, располагается немало достопримечательных чудес инженерной мысли, которых без «Суэца» никогда бы не существовало. Это - поворотный мост Эль-Фердан, туннель Ахмеда Хамди и вантовый мост, носивший имя свергнутого диктатора Хосни Мубарака.

Система каналов в Таиланде долгое время служила важнейшими водными дорогами для доставки людей и грузов из удаленных друг от друга уголков страны. Как и престало устаревшим, а от того слишком узким и мелким рукотворным рекам, свое экономическое значение клонги к настоящему времени потеряли, что навсегда поставило крест на некоторых из них, засыпанных и превращенных в обычные мостовые. Но не всем - часть таиландских каналов остались нетронутыми, добавляя этой стране туристической привлекательности. Так многие районы Бангкока из-за них именуют «азиатской Венецией», благодаря красивейшим видам водных улиц, на которых располагаются плавучие рынки, которые бороздят традиционные прогулочные лодки.

Несмотря на свою небольшую протяженность (всего шесть километров) важности для греческого судоходства Коринфскому каналу до сих пор не отнять, пусть он уже и не способен пропускать широкие океанические лайнеры. Но даже если когда-нибудь он перестанет использоваться для транспортировки грузов, от туристических кораблей этому водному пути не отделаться - естественные стены канала, достигающие в высоту 76 метров, впечатляют с любого ракурса. Но лучший - это в полете на банджи с одного из мостов.

Транспортная система, когда-то питавшая грузами всю Великобританию, к нашим дням полностью утратила свое стратегическое значение. Теперь Каледонский канал - популярнейшее место для прогулок на круизных речных теплоходах, популярность которого обеспечивается потрясающими видами на природные богатства Шотландии. Шутка ли, но именно эта канальная система связывает такие ледниковые озера, как Лох-Несс и Лох-Лохи.

Материал содержит информацию по судоходным каналам стран мира и России, их длину, ширину и глубину, количество шлюзов, соединяющие их моря, океаны, реки, и год постройки канала.

Судоходный канал (страна)

Длина, км

Ширина, м

Глубина на фарватере, м

Количество шлюзов

Океаны (моря), реки (каналы) или населенные пункты, соединяемые каналом

Год постройки (реконструкции)

Береговой (США)

Проложен в обход мелководных уч. вост. побережья США от Бостона (на Атлантическом побережье) до Браунсвилла (Мексиканский зал.) -

Великий (Даюньхэ, Юньхэ) (Китай)

Пекин с Вост.-Китайским морем

Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина (Россия)

Не менее 4

р. Волга с Балтийским морем; проходит через Рыбинское вдхр., по р. Шексна, Белозерскому кан., р. Ковжа, Мариинскому кан., Онежскому кан., р. Свирь, Новоладожскому кан., р. Нева

В т.ч. Волго-Балтийский канал

Не менее 4

Рыбинское вдхр. с Онежским оз.

Нью-Йорк-Стейт-Бардж-канал (США)

озера Эри и Шамплейн с р. Гудзон

В т.ч. Эрн-канал

оз. Эри с р. Гудзон

Рейн-Майн-Дунай (Германия-Австрия)

реки Рейн и Дунай

Гёта-канал (Швеция)

Зап. (г. Гётеборг) и вост. (г. Сёдерчё-пинг) побережья Швеции через озера Венерн и Веттерн

Среднегерманский (Германия)

реки Эмс, Везер и Эльба

Рона-Рейн (Франция)

реки Сона (приток р. Рона) и Рейн

Дортмунд-Эмс (Германия)

реки Рейн и Эмс

Южный (Франция)

р. Гаронна со Средиземным морем

Беломорско-Балтийский (Россия)

Белое море с Онежским оз.

Суэцкий (Египет)

Средиземное и Красное моря

Альберт-канал (Бельгия)

реки Маас и Шельда

Имени Москвы (Россия)

реки Волга и Москва

Волго-Донской судоходный им. В. И. Ленина (Россия)

реки Волга и Дон

Кильский (Германия)

Северное и Балтийское моря

1895 (1914, 1970)

Панамский (Панама)

Атлантический и Тихий океаны

Марсель-Рона (Франция)

р. Рона со Средиземным морем

Амстердам-Рейн (Нидерланды)

Амстердам с р. Рейн

Манчестерский (Великобритания)

Манчестер с Ирландским морем

Уэлленд (Канада)

озера Эри и Онтарио (в обход Ниагарского вдп.)

Сайменский (Росиия, Финляндия)

оз. Сайма с Финским зал. Балтийского моря

Ньиве-Ватервет-Схер (Новый водный путь) (Нидерланды)"

Роттердам с Северным морем

Нордзе-канал (Северный морской канал) (Нидерланды)

Амстердам с Северным морем

* Длина искусственных участков канала (без участков, проходящих по озерам, рекам, заливам и т.д.)

_______________

Источник информации: Атлас офицера/ - Москва: 1984.

Самые выдающиеся судоходные каналы планеты

Панамский канал

110 лет назад правительство США приобрело "навечно " всю зону будущего Панамского канала за символическую цену , размером с годовую арендную плату, что позволило начать строительство величайшего судоходного канала за всю историю человечества . К этой дате мы подготовили обзор самых выдающихся судоходных каналов планеты .




Этот канал называют венцом инженерной мысли своего времени , величайшим каналом в истории человечества и одним из наиболее важных водных экономических объектов . А ещё Панамский канал известен как «Мост двух Америк».
Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны , - это система шлюзов и водозаборников , которые «выравнивают » уровень моря между двумя океанами. Этот канал, протяжённость которого 77 км, был открыт 12 июня 1920 года , но и сегодня остается одним из важнейших судоходных путей, представляющих огромную экономическую ценность . Его строительство , стало одним из наиболее сложных и емких проектов в истории человечества .
Известен факт, что символическое нажатие кнопки для открытия канала произвёл 28-ой президент США Вудро Вильсона прямо из своего кабинета . Что для того времени было фактом беспрецедентным . После нажатия кнопки сигнал ушёл по телеграфу в Панаму и взрывчатка на плотине детонировала . Взрыв привёл к тому, что воды искусственного озера Гатун заполнили канал Кулебра , и суда смогли курсировать между Тихим и Атлантикой . Сегодня Панамский канал не только важнейший судоходный путь, но и популярный туристический объект .

Суэцкий канал




Открытие канала соединившего Средиземное море и Красное море состоялось в 1869 году. Суэцкий канал является условной границей между Африкой и Евразией . Задумывался канал как альтернативный морской путь из Средиземноморья в Индийский океан. Его протяженность 163 км, ширина по дну колеблется от 45-60 метров , а глубина около 20 метров . Канал является важным экономическим и стратегическим объектом , соединяя два крупных порта : Суэц и Порт-Саид .
Сегодня Суэцкий канал, наряду с добычей нефти и туризмом, - один из главных источников дохода Египта . За сутки по каналу проходит в среднем 48 судов , а чтобы преодолеть канал потребуется порядка 14 часов .

Беломорско-Балтийский канал




Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал ) возводили заключенные ГУЛАГа . Строительство этого канала стало настоящей трагедией для отечественной истории и символом индустриализации . Канал был построен в рекордные сроки (за 1 год и 9 месяцев ) и стал важной водной артерией для судоходства , коей является и сегодня . Общая протяжённость Беломорско-Балтийского канала от Онежского озера до Белого моря 227 км, глубина 4 метра, ширина 36 метров . Канал включает 19 шлюзов .
В СССР в 1932 году были выпущены папиросы «Беломорканал » с очень высоким содержанием смол, ставшие популярными из -за своей низкой цены .

Среднегерманский канал




Свой канал-гигант есть и в Германии . Называется он Среднегерманский канал и является важной судоходной артерией , соединяя Рейн через канал Дортмунд-Эмс и канал Рейн-Херне с такими реками как Эльба , Везер , Эмс и озером с Одером. Длина Среднегерманского канала - 325,7 км. Известен этот канал чрезвычайно живописными видами на его берегах, что привлекает в эти места много туристов , а так же мостами и необычными постройками для переправы судов . Наиболее известны на этом канале Минденский и Магдебургский судоходный каналы , которые и по сей день привлекают толпы зевак .

Гёта -канал




Гета -канал – водный путь, соединивший в первой половине 19-го века Балтийское и Северное море. Канал представляет собой кратчайший путь между этими морями. Канал был открыт 26 сентября 1832, принадлежит Швеции и не одно десятилетие прослужил верой и правдой ее торговым интересам . Однако , со временем тоннаж торговых судов изменился и надобность в канале угасла. Протяженность Гета-канала , на котором , кстати , расположено 58 шлюзов , - около 420 км. Сегодня Гета -канал стал объектом интереса туристов , любителей водных прогулок и парусного спорта . Каждый год, здесь собираются тысячи туристов и спортсменов .




– сложнейшая система каналов , «Азиатская Венеция » раскинувшаяся в центральной части равнины Таиланда . На протяжении столетий был главным водным путём в Таиланде . Только благодаря этой системе каналов торговцам и путешественникам удавалось попасть из одного уголка страны в другой . К великому сожалению , с развитием судоходства , из -за своих инженерных характеристик перестал представлять какой -либо экономический интерес . Многие каналы этой системы были засыпаны уже в наше время . Вернуть былую славу каналом удалось благодаря развитию в стране туризма .

Августовский канал



Августовский канал является судоходным путём межу Польшей и Беларусью . Этот памятник гидротехнического зодчества соединяет реку Вислу с рекой Неман и расположен в охраняемой зоне ЮНЕСКО. Протяжённость канала – 101 км. Он включает в себя сложную систему шлюзов и разводных мотов .
Инициаторами строительства Августовского канала стали Ксаверий Друцкий-Любецкий министр финансов Польши и Станислав Сташиц , польский общественный деятель . Решение о строительстве этого канала принял лично император Александр І, после того, как проект, подготовленный на 500 листах группой военных инженеров , возглавляемой Игнатием Прондзинским , был рассмотрен специальной технической комиссией в Петербурге . Необходимость в строительстве канала возникла после того, как в первой четверти 190-го века Пруссия ввела для морских грузоперевозчиков , направлявшихся в порты Балтики, высокие таможенные пошлины .
Известно , что на строительстве Августовского канала работало более 7 тыс . рабочих разных национальностей : русские , белорусы , поляки и евреи . В документах того времени сохранилась информация , что евреи на строительстве канала занимались самой , пожалуй трудоёмкой и грязной , но при этом и самой высокооплачиваемой работой - вычерпывали воду из канав.
Достаточно долгое время по Августовскому каналу вёлся сплав леса . Ходили по каналу и «берлины » - деревянные суда которые перевозили товары . При движении против течения использовали лошадиные упряжки, а иногда и бурлаков .
Сегодня Августовский канал – своеобразная Мекка для туристов водников , которые стремятся сюда со всего мира.

Коринфский канал



Коринфский канал, длина которого всего 6 км, считается самой короткой судоходной артерией . При этом глубина и ширина позволяют пройти по нему даже самым большим кораблям, а переоценить его важность для греческого судоходства просто невозможно . Своей актуальности он не потеряет хотя бы потому, что привлекает большое количество туристов . Фирменная фишка Коринфского канала его высокие стены – до 76 метров над водой . Коринфский канал впечатляет с любого ракурса и является настоящим раем для экстремалов .
С Коринфским каналом связан весьма необычный рекорд. Перепрыгнуть этот канал мечтали многие райдеры , а осуществить мечту экстремалов смог Робби Мэддисон . В 2010 году он разогнался до скорости 125 км/ч на своей «Хонде CR500», пролетел над каналом и приземлился на его противоположной стороне . Максимальная высота прыжка - 95 метров . Мэддисон рассказывал , что самой сложной для него оказалось преодолеть полосу разгона и своё страх.

Каледонский канал




Каледонский канал некогда был важным торговым и транспортным объектом для Великобритании . Сегодня же этот канал – место для туристических прогулок на речных теплоходах и баржах. Этот живописный шотландский канал соединяет два известных озера ледникового типа – Лох-Несс и Лох-Лохи. Путешествовать по этому каналу можно с марта по октябрь .

Кильский канал




Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря, расположен в Германии . Название своё он получил в честь одноименной бухты и города Киль . Сегодня этот канал протяженностью 98 км и шириной более 100 м, является одним из наиболее загруженных каналов Европы . Используется канал с 1895 года . Движение на этом канале организовано с немецкой пунктуальностью , а все крупные суда обязательно сопровождает лоцман. С завидной частотой на канале устроены паромные переправы . Примечательно то, что до 1948 года он носил другое название - Канал кайзера Вильгельма .

 

 

Это интересно: