→ Виды оказываемых услуг в библиотеке. Библиотечные услуги. Их классификация

Виды оказываемых услуг в библиотеке. Библиотечные услуги. Их классификация

Абонемент
- Выдача книг и журналов на дом (5 экз. книг, 5 экз. журналов) на 30 дней (для читателей без постоянной регистрации в г. Москва - только журналы на 14 дней);
- Организация вне стационарных форм обслуживания читателей (передвижные библиотеки на базе школ, гимназий, ВУЗов);
- Предоставление читателям библиографических и фактографических справок;
- Помощь читателям с ограниченными возможностями в подборе литературы;

Интернет-зал
- Доступ в Интернет, электронная почта;
- Сканирование, распознавание текста;
- Распечатка информации на принтере, ксерокопирование (документы из фонда библиотеки);
- Справочно-правовая система "Консультант Плюс", Информационно-правовое обеспечение "Гарант";
- Тематические справки и консультации по поиску информации, помощь в работе с продуктами MS Office (Word, Excel, PowerPoint), системе автоматизированного проектирования и 2D-черчения AutoCAD LT 2012 и другие;
- WiFi;
- Справки по телефону для людей с ограничениями жизнедеятельности по поиску информации через Интернет;

Электронные ресурсы: ЛитРес, «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», Национальная электронная библиотека, Электронная база периодики «EasView»;

Консультации по основам компьютерной грамотности для пенсионеров ГБУ ЦСО «Алексеевский» СВАО города Москвы;
- Практические консультации для всех;

Медиатека
- Просмотр CD-ROM, DVD-дисков,
- Выдача CD-ROM, DVD-дисков на дом не более 5 дисков одному читателю при условии постоянной регистрации в г. Москва;
- Самостоятельное осуществление интерактивного обучения иностранным языкам и компьютерным технологиям;
- Просмотр видеофильмов из фонда медиатеки;
- Прослушивание аудио и музыкальных компакт дисков;

Справочно-библиографический отдел
- Выполняет библиотечно-библиографические справки различной тематики;
- Консультирует по вопросам поиска информации в каталогах библиотеки, электронных базах данных, Интернет-ресурсах;
- Выполняет разовые запросы удаленных пользователей в режиме «онлайн» (виртуальная справка) по вопросам экономики, права и смежным наукам;
- Если Вы по каким-либо причинам не можете лично посетить нашу библиотеку, а также в случае временного отсутствия доступа к электронному каталогу, мы предлагаем Вам воспользоваться нашей виртуальной справочной службой;
- Вы можете узнать о наличии в фонде интересующего Вас источника информации (книги, журнала, газеты и пр.), а также о наличии литературы по интересующей Вас тематике, вопросу, проблеме;
- Принимаются запросы различной тематики, но приоритетными направлениями являются вопросы юриспруденции и экономики, так как фонд нашей библиотеки профилирован по этой тематике;
- Оставив свой вопрос, Вы вправе ожидать ответ не более суток (исключая форс-мажорные обстоятельства);

Читальный зал (обслуживание читателей осуществляется независимо от места их регистрации)
- Тематический подбор литературы;
- Адресная и библиографическая справка;
- Фактографическая справка;
- Поиск по электронному каталогу;
- Выдача книг и периодических изданий, в т.ч. на английском языке, по экономике, бизнесу и праву (имеется картотека книг на английском языке);
- Справка о наличии книги, газеты, журнала по телефону;
- Подбор книг и статей, из периодических изданий, для написания рефератов, курсовых, дипломных работ и диссертаций;

1. Выдача читательского билета

2. Предоставление физическим и юридическим лицам документов во временное пользование

2.1. В читальном зале библиотеки:

печатных документов, электронных документов из фондов библиотеки;

2.2. С выдачей на дом: печатных документов из фонда отдела абонемента (особо ценных и повышенного спроса - под залог); печатных документов из фонда читального зала - по абонементу на 2 дня под залог.

3. Предоставление справочно-информационных услуг

3.1. Поиск информации в справочно-поисковом аппарате:

  • данных о наличии документов в фондах библиотеки в электронном каталоге;
  • данных о наличии документов в фондах других библиотек - через каталоги, предоставленные в электронных информационных сетях;
  • предоставление пользователям консультаций (индивидуальных и групповых) по работе со справочно-поисковым аппаратом.

3.2. Информирование пользователей по всем вопросам деятельности библиотеки в стенах библиотеки:

  • индивидуальное (лично и по телефону);
  • групповое (экскурсии, консультации, лекции);
  • массовое (выпуск информационных листков, памяток, буклетов, через информационные стенды);

3.3. Информирование пользователей о библиотеке в удаленном режиме через вэб-сайт (путеводитель, электронный каталог, новостной раздел, афиша, Интернет-справка и т.д.).

3.4. Предоставление информации о библиотеках Санкт-Петербурга с указанием точного адреса, телефона и проезда.

3.5. Выполнение информационных запросов на основе локальных (электронный каталог, электронные базы данных, в т.ч. правовые и полнотекстовые периодики) и удаленных электронных (Интернет) ресурсов;

3.6. Предоставление пользователям компьютерного времени для самостоятельного поиска информации;

3.7. Предоставление пользователям консультаций по работе в электронных информационных сетях;

3.8. Обучение пенсионеров основам компьютерной грамотности и поиска в Интернете.

4. Предоставление справочно-библиографических услуг

4.1. Выполнение библиографических запросов пользователей как непосредственно в Библиотеке, так и в дистанционном режиме (за исключением составления сложных тематических списков литературы, предоставления письменных справок справочно-библиографического характера): тематических библиографических запросов; запросов на библиографическое уточнение; адресно-библиографических запросов.

4.2. Выполнение фактографических запросов пользователей.

4.3. Предоставление библиографических консультаций: оказание пользователям консультативной помощи в работе с библиографическими пособиями и справочными изданиями; оказание консультативной помощи в выборе источников информации для библиографического поиска в соответствии с запросом пользователя.

5. Предоставление библиотечных услуг в удаленном режиме

5.1. Предварительный заказ документов через вэб-сайт библиотеки;

5.2. Продление сроков пользования документами по телефону и электронной почте.

6. Предоставление доступа к выставкам, раскрывающим фонды библиотеки: новых поступлений, тематическим, выездным.

7. Организация культурно - просветительских и досуговых мероприятий и акций:

  • конференции, лектории, вечера, концерты;
  • презентации;
  • встречи с интересными людьми;
  • любительские объединения по интересам;
  • художественные выставки.

8. Предоставление услуг пользователям с ограниченными физическими возможностями

8.1 Организация информационных, образовательных и культурно-массовых мероприятий;

8.2 Организация групповых и индивидуальных консультаций специалистов;

8.3. Проведение экскурсий по библиотеке.

9. Предоставление читателям возможности безвозмездного взаимного обмена печатными изданиями (в вестибюле библиотеки).

Методический мониторинг - это система слежения за изменения­ми в библиотечном деле. Она призвана обеспечить информацию о деятель­ности библиотек, анализ которой позволял бы судить об уровне их рабо­ты; о новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети биб­лиотек.

Смысл методического мониторинга заключается в непрерывном на­блюдении за изменениями, за появлением новых сведений о деятельности библиотек. Объектами методического мониторинга являются:

Динамика показателей деятельности библиотек;

Движение библиотечных кадров;

Выявление и распространение библиотечных новшеств;

Документальный поток по библиотечному делу.


Методический мониторинг. Аналитическая деятельность... _________ 343

Оперативное получение этих данных, наблюдение за их динамикой позволяет оценивать состояние и уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершен­ствованию работы библиотеки или сети библиотек.

Источниками получения сведений о работе библиотек являются раз­личная библиотечная документация (отчетная, плановая, информацион­ная и др.); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в местной периодической печати и т. п.

Однако основным методом, позволяющим получать и анализировать сведения, является непосредственное ознакомление с работой библиотеки и/или структурных подразделений (филиалов, отделов), обследование их деятельности. В отличие от проверки работы библиотеки как метода конт­роля, основанного на принципе «проникновения без предупреждения», за­дачей обследования является изучение практики работы библиотеки в це­лях выявления новшеств, анализа и оценки сильных и слабых сторон ее дея­тельности. Обследование сопровождается оказанием коллективу библио­теки консультационной и практической помощи и проводится, разумеется, с предварительного согласия руководства обследуемой библиотеки.

Обследования могут быть фронтальными, когда изучается работа библиотеки (или сети библиотек) по всем участкам ее деятельности, и те­матическими, когда исследуется определенное направление в работе биб­лиотек. Обследование может проводиться как одним специалистом (чаще всего методистом), так и бригадой, в которую входят, как правило, сотруд­ники разных отделов библиотеки, проводящей обследование.

Непосредственная связь методистов с библиотеками осуществляется не только в целях обследования их деятельности, но и для оказания мето­дической помощи, участия в мероприятиях библиотеки, изучения и/или внедрения в ее практику конкретного новшества.

Обследование библиотеки требует тщательной подготовки, которая начинается с составления плана его проведения. В плане намечаются узло­вые вопросы обследования, его объекты, сроки проведения и методы.

Основным методом обследования является метод непосредствен­ного наблюдения за работой библиотекарей. Наряду с ним используются методы изучения документации библиотеки, беседы с библиотекарями и читателями, их анкетный опрос. Все эти методы используются в сочета­нии, взаимно дополняя друг друга.

Собранный фактический материал подвергается анализу и оценке, на основе которых делаются выводы об уровне работы библиотеки, об успе­хах и недостатках в ее деятельности. Итоги отражаются в справке, в кото­рой особое внимание обращается на новшества, выявленные в деятельнос­ти библиотеки; отмечаются существенные недостатки, анализируются их причины и способы устранения. В заключение даются конкретные реко­мендации по улучшению работы библиотеки.

Методическое обеспечение библиотечной деятельности


Восходящий от библиотек поток информации, выявленные сведения об их работе кумулируются в информационной базе методического мони­торинга, в информационно-поисковом аппарате, позволяющем оператив­но вводить и извлекать необходимые данные.

Кумулирование сведений в системе методического мониторинга осуще­ствляется на базе сравнительных статистических таблиц и различного рода картотек: социально-экономического профиля региона обслуживания; биб­лиотечной сети; библиотечных кадров; библиотечных новшеств и др.

Наряду с традиционными картотеками используются базы данных, включающие как «электронное досье» на каждую библиотеку (ее реквизи­ты; фактографические данные о ее деятельности, в том числе статистиче­ские; сведения о кадрах, описания нововведений), так и постоянно попол­няемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактог­рафические и библиографические сведения о новшествах и их распростра­нении по сети библиотек. Автоматизированная ИПС, объединяя сведения обо всех объектах методического мониторинга, позволяет следить за все­ми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней для принятия методических решений.

В основе принятия таких решений лежит аналитическая деятель­ность, направленная на анализ состояния работы библиотеки или сети библиотек. На ее основе осуществляется методическое влияние на биб­лиотеки в целях методического обеспечения их деятельности, разработка методических рекомендаций, консультационно-методическая помощь биб­лиотекам и т. д.

Анализ библиотечной практики включает выявление существенного и типичного в собранном фактическом материале о деятельности библио­тек. Он должен вести к обобщенным выводам об уровне работы библиоте­ки, к выявлению конкретных недостатков в ее деятельности и выработке практических рекомендаций по совершенствованию библиотечной прак­тики.

Анализ библиотечной практики - это анализ работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности. В нем используются в сочетании методы количественного и качественного ана­лизов. Количественный анализ библиотечной практики опирается на ме­тоды, выработанные библиотечной статистикой 1 .

Задачи качественного анализа заключаются в том, чтобы оценить как совокупность фактов деятельности библиотеки, так и отдельные, ин­дивидуальные факты, отражающие новое в ее практике. Он помогает ра­зобраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначимого; выделить конкретное, своеобразное в ра­боте библиотеки.

1 См. об этом в разделе «Управление библиотекой».


Консультационно-методическая помощь библиотекарям ________________ 345

В качественном анализе библиотечной практики используются раз­личные методы. Среди них наиболее распространенными являются мето­ды структурно-функционального анализа, при котором объект изучения рассматривается как система, соответственно расчлененная на части, при­чем определяются функции каждой; анализа по аналогии, то есть сравне­ния фактов деятельности библиотек; причинно-следственного анализа, который позволяет раскрыть взаимодействие фактов, показать, как один факт (причина) влияет на другой факт (следствие). Применение различ­ных методов анализа позволяет всесторонне рассмотреть явления библио­течной практики и оценить их. Важным этапом аналитической деятельно­сти является систематизация фактического материала, предполагающая известную упорядоченность ряда фактов, их группировку. Одним из средств такого перехода от непосредственных данных анализа к их систематиза­ции является представление их в статистических сводках, диаграммах и графиках.

Другим итогом аналитической деятельности является составление тек­стовых отчетов и обзоров деятельности библиотек. Они могут охватывать как все стороны работы библиотек, так и отдельные направления их дея­тельности.

Обзоры разрабатываются на основе отчетов о работе библиотек, ма­териалов непосредственного ознакомления с их деятельностью, докумен­тов библиотек, материалов местной периодической печати и других источ­ников информации о работе, выявленных в методическом мониторинге. В обзорах отражаются как наиболее типичные факты деятельности биб­лиотек, так и передовой опыт отдельных библиотек. Отмечаются достиже­ния и типичные недостатки, вскрываются их причины, даются конкретные рекомендации о дальнейшей работе библиотек. Рекомендации, разрабо­танные по итогам аналитической деятельности, составляют научно-мето­дическую программу использования результатов анализа в совершенство­вании библиотечной практики.

Документальная система на протяжении уже многих веков обеспечивала информационное обслуживание общества в целом и различных его институтов.

Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых пользователи добывают самостоятельно.

Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа: сначала пользователю предоставляется некоторая совокупность релевантных его запросу вторичных документов (этот этап называется библиографическим), а затем, после отбора пользователем из этой совокупности определенного числа уже пертинетних3 документов, ему предоставляют сами документы (этот этап называется библиотечным обслуживанием). Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется опосредованно, через первичный документ.

Документальное обслуживание определяется как предоставление пользователю полного текста документа независимо от вида материального носителя, на котором зафиксирована информация. Поскольку оно является наиболее традиционным и обязательным для библиотек и информационных служб, технология его осуществления подробно освещена в литературе. Поэтому остановимся лишь на тенденциях развития документального обслуживания, которые достаточно ярко проявляются в последние годы.

Можно констатировать, что, несмотря на "привычность" этого вида обслуживания (с выдачей книг и ассоциируется у рядового гражданина образ библиотеки), документальное обслуживание не теряет ведущего положения и обладает большим потенциалом. Причина - стабильная потребность пользователя в тексте первоисточника. Но, если раньше библиотеки, книжные магазины, информационные службы были единственным источником удовлетворения этих потребностей, то сейчас им приходится конкурировать на рынке информационных услуг с коммерческими информационными фирмами, и, конечно, ресурсами Интернета.

В рамках документального обслуживания сохраняются традиционные виды услуг: выдача документов на дом (абонементное обслуживание) и предоставление для работы в читальном зале, однако за последние годы они претерпели существенные изменения под влиянием новых информационных технологий и, как следствие, возросших потребительских требований.

Документальное обслуживание в библиотеке можно рассматривать как понятие, характеризующее процессы обеспечения информационных потребностей пользователей с помощью документов. Основными элементами этих процессов являются: документный фонд, пользователь, библиотекарь, материальная база (компьютерная, библиотечная техника и т.д.).

Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные запросы пользователей удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых они добывают самостоятельно. Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа:

1) библиографическое обслуживание - пользователю предоставляется некоторая совокупность релевантных его запросу вторичных документов, которые являются результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов, например, библиографическое описание, аннотация, реферат, обзор, фактографическая справка (таблица);

2) библиотечное обслуживание - после отбора пользователем из совокупности определенного числа уже пертинентних документов, ему предоставляются собственно первичные документы, отражающие результаты любой деятельности, например, научный отчет, статья, описание к авторскому свидетельству, монография, учебник, т.д. Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется через первичный документ.

Библиотечное обслуживание базируется на использовании документального фонда библиотеки, который отражает различные уровни портирование и фрагментирование разнообразных документов. Портирование - формирование совокупностей документов (например, периодические издания) или библиотечных коллекций по ряду признаков (содержание документов, форма существования и представления, автор, регион и т.п.). Фрагментирование документов - представление частей документа и/или ряда документов, подобранных по определенному признаку (тематике, читательскому назначению, формальным признакам и т.п.). Фрагментирование может основываться на портированных документах и/или тех, которые находятся вне документним фондом библиотеки. Фрагментирование можно рассматривать и как процесс предоставления части портированных или непортованих документов пользователю. Уровне организации фрагментов зависят от запросов пользователей и могут быть следующими: сигнальный (информационный), аналитический, библиографический, гипертекстовый.

Потребности пользователей в документов могут быть выражены в запросах на фрагмент (множество фрагментов документа или документов), сам документ, группа документов, сведения о документе или группе документов. Разнообразие потребностей формирует многообразие видов документального обслуживания: документне, библиографическое, смотровое (обзорно-аналитическое и обзорно-реферативне).

Таким образом, документальное обслуживание трактуется как структурированная система, которая состоит из двух составляющих по видам предоставления документов: портирование или фрагментирование. Документальное обслуживание в библиотеке осуществляется: с портованого фонда, библиографическое или смотровое - с непортованого, документне же осуществляется только при использовании возможностей электронных сетей и систем, что возможно только при информатизации общества. Таким образом, документальное обслуживание обеспечивает доступ пользователя к документам любой формы и структур.

Потребительские требования к документальному обслуживание касаются расширения ресурсной базы и повышения комфортности обслуживания, в связи с чем все чаще употребляется термин электронно-документальный сервис .

Ресурсная база документального обслуживания претерпела существенных качественных изменений. От обслуживания на базе собственного фонда и справочно-поискового аппарата (ГНА) библиотеки и информационные службы перешли к обслуживанию с использованием совокупных (распределенных) ресурсов, в т.ч. электронных.

В настоящее время документальное обслуживание невозможно без использования полнотекстовых документов в электронной форме. Для этого есть несколько путей:

o приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе (дискете, CD-ROM, DVD);

o оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в мереженому режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель;

o организация доступа к полнотекстовым электронным документам, расположенных в сети Интернет в режиме on-line.

Последнее направление получает все большее развитие. Однако следует заметить, что ресурсы Интернет это достаточно многозначное понятие. В его структуре можно выделить как документы, предназначенные для свободного пользования; так и авторитетные "издательство" полнотекстовые базы данных, доступ к которым регламентируется определенными условиями; документы, расположенные на различных web-pecypcax: отдельные статьи, книги, использование которых может повлечь за собой нарушение авторского права.

Библиотеки идут "официальным" путем, на законных правах предоставляя своим пользователям доступ к издательских баз данных. Однако этот путь связан с решением большого количества организационных, финансовых и других вопросов, решение которых не под силу отдельной библиотеке. Поэтому во всем мире усиливается тенденция создания библиотечных консорциумов - объединений библиотек с целью решения одной или нескольких общих задач. Соблюдение изложенных нормативно-методических материалов - необходимое условие обеспечения совместимости отечественных электронных библиотек и их вхождения в мировое информационное пространство.

Библиографическое обслуживание трактуется как обеспечение пользователя библиографической информацией . Библиографическая услуга является результатом библиографического обслуживания, удовлетворяющий потребности в библиографической информации . Библиографическая информация относится к традиционным и наиболее распространенных форм информационной деятельности. Она рассчитана на широкий круг потребителей и призвана обеспечить самые разнообразные запросы при поиске документов. Библиографическая информация является основой любого научного исследования, на ее базе создают все виды информационных изданий: реферативные, аналитические, обзорные.

Итак, дефиниция библиографического обслуживания должна быть уточнена в следующий способ: это не просто обеспечение пользователя библиографической информацией, а доведение ее до пользователя в целях удовлетворения информационных потребностей. Таким образом, библиографическая информация не есть самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации. В любом случае библиографическое обслуживание является понятием более широким, чем библиографическая услуга; оно включает последнюю.

Существует еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические раскрываются в форме информационного запроса, то есть текста, который выражает естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-99 библиографический запрос определяется как "информационный запрос и библиографическую информацию"4. Но, в любом случае, запрос не всегда точно отражает информационную потребность, чаще всего, через индивидуальные лингвистические и логические особенности изложения, терминологической неоднозначности и др. В связи с этим и связано введение в теорию информационного поиска такие понятия, как критерий смыслового содержания в процессе

(режиме) "вопрос - ответ". В силу субъективности процесса "вопрос - ответ" необходима определенная формализация. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (информационно-поисковых языков - ИПМ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заголовки и названия разделов, глав, частей (содержание) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и др.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусів и дополнены синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но в любом случае соотнесенным с текстом информационного запроса пользователя.

Важно отметить, что именно характер запроса - постоянный (долговременный) или разовый - является ведущим критерием для выделения двух основных видов библиографического обслуживания: библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание.

в Соответствии с ГОСТ 7.0-99 справочно-библиографическое обслуживание (СБО) определяется как "обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг" .

Особым случаем ДБО является "библиографическая консультация", когда в ответ на разовый запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска. В практике крупных библиотек и органов НТИ сложилась уже стереотипная форма справки, выдается по поводу консультаций, например: "Нужный Вам материал можно найти в... разделе каталога (картотеки) или в... библиографических пособиях, где поиск нужной Вам информации целесообразно проводить следующим образом...".

Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки из всех видов запроса. Считается, что это полезно для пользователя, поскольку он становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.

Согласно ГОСТ 7.0-99 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией абонента".

В ГОСТ 7.0-99 выделены три разновидности БИ зависимости от категории пользователя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, постоянно действующего запроса отдельного пользователя, то есть предусматривает информирование индивида в соответствии с его потребностями. Групповое БИ осуществляется по запросу группы людей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ - информирование широкого круга потребителей информации по социально значимым темам - ориентировано на широкий круг пользователей информации.

Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения об изданиях, поступивших в библиотеку (орган НТИ), размещают в определенном порядке (чаще всего в систематическом). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающий полтора месяца.

Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность выдавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают возле стола выдачи литературы. Иногда заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи литературы. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио-и телепередач. Во всех случаях целесообразно использовать известные пользователю рубрики вроде "Книжная полка", "Новые книги" и другие. Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов" (для определенной категории пользователей - экономистов, инженеров, учителей и т.д.), выставок-просмотров (демонстрация как новых поступлений, так и ретроспективные просмотры).

Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за новой литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения о все нужные источники информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявления их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Способы оповещения являются различными в зависимости от конкретных условий и возможностей. Конечно направляются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-наполнители, шкафы с отделениями для каждого индивидуального или группового пользователя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на документы, которые его заинтересовали, может уточнить запрос.

Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ВРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных клиентов и обратной связи между пользователями и библиографической службой. На сегодня действуют как ручные, так и автоматизированные системы ВРИ. Ручные системы обслуживают небольшое количество абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрика тора (перечня тем), который в совокупности охватывает определенную конкретную отрасль знания. Пользователи замечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и документы, которые вводятся в систему. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.

Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ВРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на информационно-поисковую язык (ИПМ) данной системы (в большинстве случаев дескрипторну) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Библиографические описания документов, которые вводятся в систему, также индексируются той же ИПМ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина осуществляет сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.

Для обеспечения полноты и точности БИ пользователям направляются сигнальные карточки с анотованими или реферативными библиографическими списками. Вместе с сигнальными карточками как их составная часть абонентом направляется талон обратной связи для оценки ими полученной информации.

Как упоминалось выше, в связи с внедрением Интернет-технологий в библиотеках появился новый вид информационных услуг - так называемая "виртуальная справка".

Сроки "виртуальная справка" или "виртуальная справочно-информационная служба" (англ.: virtual reference) используют в качестве синонимов к аналогичных терминов: "цифровая справка", "электронная справка", "живая справка", "справка в реальном времени". Все они означают организацию справочно-библиотечного обслуживания (ДБО) пользователей библиотеки через Интернет, когда пользователи имеют возможность обратиться в библиотеку с информационным запросом при помощи сети, а также через нее получить ответ. Благодаря этому достигается значительная экономия времени для пользователей, а библиотеки повышают свою популярность и роль в обществе как справочно-информационных центров.

Наиболее доступной для библиотек и популярной среди пользователей стала служба "Виртуальная справка", куда может направить свой запрос любой пользователь Интернета, который заходит на сайт библиотеки.

Виды ответов в процессе виртуального СБО такие же, как и в традиционном СБО: библиографические справки (адресные, тематические, уточняющие) и фактографические, консультации библиографические и фактографические. Виды ответов представлены на рис. 13 .

Рис. 13. в

Учитывая традиционный алгоритм ДБО и особенности "виртуальной справки", Г.М. Швецова-Водка предлагает определить алгоритм виртуального СБО как такой, который состоит из шести этапов: приема запроса, формирование поискового образа запроса (ПОЗ), определение источников поиска, поиск информации, оформление ответа отправка ответа :

1. Прием запроса.

1.1. Уточнение сведений о читателе.

1.2. Уточнение сведений о цели запроса.

1.3. Определение темы.

1.3.1. Формирование темы.

1.3.2. Определение области знания.

1.3.3. Формирование ключевых слов.

1.4. Уточнения объема необходимой информации.

1.4.1. Необходимые виды документов.

1.4.2. Хронологические рамки отбора.

1.4.3. Язык документов.

1.4.4. Приблизительное количество записей.

2. Формирование поискового образа запроса (ПОЗ).

2.1. Определение предметных рубрик.

2.2. Кодирование запроса по схеме классификации (индексирования).

3. Определение источников поиска.

3.1. Электронный каталог и картотека данной библиотеки.

3.2. Другие электронные БД данной библиотеки.

3.3. Карточные каталоги, систематические картотеки газетных и журнальных статей данной библиотеки.

3.4. Другие картотеки библиотеки.

3.5. Справочные издания.

3.6. Печатные библиографические пособия.

3.7. Интернет ресурсы.

4. Поиск информации по определенным источникам в соответствии с объемом необходимой информации и ПОЗ.

5. Оформление ответа.

5.1. Описания документов.

5.2. Указания шифра (местонахождение) каждого документа.

5.3. Формирование библиографического списка.

5.4. Указание использованных источников поиска.

5.5. Написание письма-ответа.

6. Отправки ответа.

Охарактеризованный алгоритм виртуального СБО применяется при выполнении любого вида информационного запроса. Вместе с тем выполнение отдельных видов библиографических запросов имеет некоторые особенности, показанные на рис. 14 .

Рис. 14. в

Таким образом, услуги библиотечного обслуживания направлены на получение пользователем - документа с "традиционной" библиотеки или электронной копии документа с электронной (или виртуальной, цифровой, распределенной) библиотеки. Услуги библиографического обслуживания (консультации, справки и т.д.) направлены на получение пользователем сведений о документе: библиографического описания или их совокупности в виде списков, обзоров, аннотаций.

Информационно-библиотечные услуги:

Межпоселенческая центральная библиотека осуществляет следующие виды услуг: (основание - Федеральный закон « О библиотечном деле» от 29.12. 1994 г. N 78-ФЗ, ст. 7, пп. 3,4 )
- предоставление информации о наличии в фондах конкретных документов;
- предоставление информации о составе фондов через систему каталогов и другие формы библиотечной информации: организация книжных выставок, составление библиографических списков и др.;
- предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, включая Интернет;
- формирование тематических подборок материалов по запросам пользователей;
- предоставление во временное пользование документов из фонда, как на дом, так и в библиотеке (в соответствии с Правилами пользования библиотеки);
- удовлетворение запросов с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия: МБА , ;
- организация и проведение культурно-просветительской и информационной деятельности;
- предоставление места для работы в библиотеке с оснащением специальным оборудованием, помещения для проведения просветительских и досуговых мероприятиях.

Дополнительные услуги:

Библиотека предоставляет своим пользователям дополнительные виды услуг:
- составление библиографических списков, справок, и каталогов по запросам пользователей;
- другие виды информационных и сервисных услуг, направленных на расширение перечня предоставляемых пользователям услуг:
ксерокопирование
сканирование
распечатка документов с ПК, с различных видов носителей
самостоятельная работа с установленным программным обеспечением (без доступа к сети Интернет)
самостоятельная работа с доступом к сети Интернет
создание индивидуального электронного почтового ящика
информационные услуги с использованием Интернет: поиск и обработка информации
набор текста, графического рисунка, формул, графиков, схем
оформление презентаций в Power Point
брошюрование (скобами, пластиковой пружиной)
ламинирование

Внимание! Согласно ч. 4 Гражданского Кодекса РФ, полученные от Межпоселенческой центральной библиотеки копии разрешается использовать только в личных, научных и образовательных целях.
Запрещается тиражировать полученные копии, воспроизводить их в любой иной форме, кроме законодательно разрешенной, передавать полученные копии другим лицам или организациям.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
предоставления муниципальной услуги
« Библиотечное обслуживание населения (выдача документов во временное пользование, обслуживание пользователей библиотек, выдача справок, организация и проведение культурно-просветительских и досуговых мероприятий, обслуживание удаленных пользователей)»

I. Общие положения

1.1. Настоящий административный регламент по организации библиотечного обслуживания населения (далее Регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги (далее – услуга) и создания комфортных условий для ее получения.
Регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий при организации библиотечного обслуживания населения Мясниковского района.
1.2. Муниципальная услуга предоставляется муниципальным бюджетным учреждением культуры Мясниковского района « Межпоселенческая центральная библиотека» (далее – « МЦБ»).
1.3. Предоставление муниципальной услуги по библиотечному обслуживанию населения (выдача документов во временное пользование, обслуживание пользователей библиотек, выдача справок, организация и проведение культурно-просветительских и досуговых мероприятий, обслуживание удаленных пользователей) осуществляется в соответствии действующим законодательством Российской Федерации:
Конституцией Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст.44 ( « Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445);
Гражданским кодексом Российской Федерации, частью 4 от 24.11.2006 г. (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.06.2008 N 104-ФЗ, от 08.11.2008 N 201-ФЗ, от 21.02.2010 N 13-ФЗ, от 24.02.2010 N 17-ФЗ);
Федеральным законом « Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1 (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.12.2009 N 335-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ);
Федеральным законом « О библиотечном деле» от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 183-ФЗ, от 03.06.2009 N 119-ФЗ, от 27.12.2009 N 370-ФЗ);
Федеральным законом « О персональных данных» от 27.07. 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ, от 27.12.2009 N 363-ФЗ);
Федеральным законом « О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ);
Федеральным законом « О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ
Федеральным законом « Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.02.2002 N 19-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 26.03.2008 N 28-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ);
« Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и планом действий по их реализации» от 01.06.2006 г., № МФ-П44-2462;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1063-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 13.07.2007 N 922-р) « О социальных нормах и нормативах»;
Постановлением Минтрудсоцразвития России от 3 февраля 1997 г. № 6 « Об утверждении Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»;
Приказом Минкультуры России от 22.06.1998 г. № 341 « О формировании Государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны»;
Инструкцией об учете библиотечного фонда, утвержденной Приказом Минкультуры России № 590 от 02.12.1998 г.;
Письмом Минкультуры России от 09.12.2002 г. № 01-149/16-29. « Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (новая редакция 22.05.2008);
ГОСТом Р 52113-2003 « Услуги населению. Номенклатура показателей качества»;
ГОСТом Р ИСО 9001-2001 « Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТом Р ИСО 9004-2001 « Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;
ГОСТом 7.20-2000 « Библиотечная статистика»;
ГОСТом 7.50-2002 « Консервация документов. Общие требования»;
Областным законом « О культуре» от 22.10.2004 г. № 177-ЗС (в ред. Областных законов от 06.06.2005 N 326-ЗС, от 19.05.2006 N 494-ЗС, от 16.11.2007 N 804-ЗС, от 13.10.2008 N 113-ЗС, от 01.10.2009 N 303-ЗС);
а также Уставом библиотеки; Правилами пользования библиотекой; локальными нормативно-правовыми актами библиотеки.
1.4. Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является: исполнение запроса пользователя, которое выражается в записи пользователя в библиотеку, предоставлении справки, выдаче документа, посещении мероприятия.
1.5. Пользователями муниципальной услуги могут быть физические лица (население района) и юридические лица.

II. Требования к порядку предоставления муниципальной услуги

2.1. Порядок информирования о правилах предоставления муниципальной услуги.
2.1.1. Получение информации по вопросам предоставления муниципальной услуги осуществляется посредством:
- публикации информации на официальном сайте Межпоселенческой центральной библиотеки;
- телефонной связи, электронного информирования;
- публикации в средствах массовой информации;
- информации в библиотеках « МЦБ».
2.1.2. Сведения о месте нахождения и графике работы исполнителя муниципальной услуги:
Межпоселенческая центральная библиотека:
- Тел.: 8 (863 ) 49 2-34-58,
-
- e-mail: &
- с 10.00 до 18.00 без перерыва; суббота: с 11.00 до 17.00; выходной – воскресенье.
Детская библиотека:
- 346800, Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия,6,
- Тел.: 8 (863 ) 49 2-34-59,
-
- с 9.00 до 17.00, перерыв – с 13.00 до 14.00; воскресенье: с 11.00 до 16.00; выходной – суббота.
Сельская библиотека им. Х. Абовяна № 13:
- 346802, Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. Туманяна, 25,
- Тел.: 8 (863 ) 49 3-14-92,
- с 12.00 до 18.00; выходной – воскресенье.
Чалтырская библиотека 15:
- 346801, Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. Мясникяна, 18,
- с 11.00 до 17.00; выходной – воскресенье.
Порядок получения информации пользователем по вопросам предоставления муниципальной услуги.
Информация по предоставлению муниципальной услуги включает в себя информацию о процедуре предоставления муниципальной услуги и перечню документов, необходимых для ее получения.
При информировании пользователей по вопросам предоставления муниципальной услуги в ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты библиотеки дают разъяснения по вопросам, интересующим пользователей:
- выслушивают и уточняют, при необходимости, суть вопроса;
- корректно, лаконично дают ответ, при этом сообщает необходимые сведения со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты.
2.2. Перечень необходимых документов для получения муниципальной услуги.
2.2.1. Перечень необходимых документов для предоставления муниципальной услуги в конкретной библиотеке указывается в Правилах пользования библиотекой.
2.2.2. Право пользования услугами библиотеки наступает с момента получения читательского формуляра.
Для этого любое физическое лицо должно предъявить удостоверение личности (паспорт, военный билет или иной официальный документ, содержащий фотографию, сведения о фамилии, имени, отчестве, месте регистрации);
Пользователи, не достигшие 14 лет, регистрируются на основании документов, предоставленных их родителями или иными законными представителями и с их письменного согласия (поручительства);
2.2.3. Выдача документов осуществляется на основании устного запроса пользователя при посещении библиотеки или на основании требования, в котором пользователь указывает свою Ф.И.О., а также автора, название запрашиваемого документа, сиглу хранения (классификационный индекс) и другие необходимые сведения для поиска и предоставления документа из фонда;
2.2.4. При отсутствии необходимого издания в фонде библиотеки, выдача документов из фондов других библиотек осуществляется на основании бланк-заказа МБА (межбиблиотечного абонемента);
2.2.5. Для оформления заказа по электронной доставке документа используется электронная форма бланк-заказа на сайте библиотеки.
2.2.6. Для поиска информации по электронному каталогу используется поисковая форма на сайте библиотеки:
2.3. Требования к местам предоставления муниципальной услуги.
2.3.1. Размещение и оформление помещений муниципальных библиотек.
Муниципальная библиотека размещается с учетом максимальной доступности.
Доступ к услугам библиотек осуществляется путём непосредственного посещения пользователем стационарной библиотеки или в удаленном режиме через официальный сайт библиотеки.
2.3.2. МЦБ размещается в специальном, отдельно стоящем здании; библиотеки - структурные подразделения размещаются в специально приспособленном помещении общественного здания.
Обязательно наличие стандартной вывески с наименованием муниципальной библиотеки и режимом её работы.
2.3.3. Помещения, предназначенные для предоставления муниципальной услуги, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности для учреждений культуры, нормам охраны труда.
Рабочие места специалистов библиотек должны быть оборудованы оргтехникой, позволяющей организовать оперативное и качественное предоставление муниципальной услуги, а также обеспечиваются доступом в Интернет.
Для предоставления муниципальной услуги выделяются расходные материалы и канцелярские товары.
2.4. Размещение и оформление информации о муниципальной услуге.
На информационном стенде библиотек содержатся следующие сведения:
- месторасположение библиотеки;
- режим работы библиотеки;
- номера телефонов, факсов (при наличии),
- адреса электронной почты (при наличии);
- извлечения из нормативных правовых актов, норм, регулирующих исполнение муниципальной услуги;
- текст административного регламента с приложениями;
- Правила пользования библиотекой и иные локальные нормативные документы библиотеки.
2.5. Сроки предоставления муниципальной услуги.
2.5.1. Предоставление муниципальной услуги производится в сроки, определенные Постановлением Министерства труда и социального развития от 03.02.1997 № 6 « Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» и локальными нормативными документами « МЦБ».
2.5.2. Срок предоставления услуги, включая проведение всех необходимых административных процедур, не должен превышать 15 минут с момента получения специалистом, ответственным за предоставление услуги, соответствующего запроса от пользователя, оформленного в соответствии с требованиями настоящего Регламента. В случае возникновения чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы, срок предоставления услуги составляет 10 рабочих дней с момента прекращения действия данных обстоятельств. Об увеличении срока предоставления муниципальной услуги пользователь информируется в течение 3 рабочих дней с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы.
2.5.3. Все жители Мясниковского района имеют право доступа в структурные подразделения библиотеки в соответствии со своими интересами и потребностями в сроки, указанные в расписании работы библиотеки.
2.5.4. Во временное пользование сроком до 30 дней пользователям муниципальной услуги по библиотечному обслуживанию бесплатно предоставляется (выдается на дом) любой документ из библиотечных фондов, за исключением особо ценных и редких книг. Особо ценными и редкими книгами можно пользоваться только в читальном зале. Новая литература и литература повышенного спроса, предоставляется во временное пользование сроком до 10 дней.
2.6. Перечень оснований для приостановления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
2.6.1. В предоставлении Услуги может быть отказано, если:
- представлен неполный комплект требуемых настоящим Регламентом документов;
- пользователь нарушил Правила пользования библиотекой;
- отсутствует финансовое обеспечение муниципальной услуги.
2.6.2. Пользователь, причинивший ущерб библиотеке, компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования МБУК МР « МЦБ» или же может быть лишен права на оказание Услуг до момента устранения им нарушения или компенсации ущерба, нанесенного библиотеке, в соответствии с Правилами пользования библиотекой.
2.7. Требования к предоставлению муниципальной услуги.
2.7.1. Предоставление муниципальной услуги осуществляется с учетом основных положений Устава « МЦБ», Правил пользования библиотекой, иных локальных нормативных документов библиотеки, регламентирующих вопросы организации библиотечного обслуживания.
2.7.2. Пользователи могут получить дополнительные услуги, в том числе платные, перечень которых предусмотрен Уставом муниципального учреждения культуры « МЦБ» и Положением о предоставлении платных услуг, « Стандартом деятельности муниципальных библиотек Мясниковского района».

III. Административные процедуры.
Описание последовательности действий
при предоставлении муниципальной услуги

Предоставление муниципальной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур:
- прием и регистрацию пользователей
- выдача документов во временное пользование;
3.1. Прием и регистрация пользователей.
3.1.1. Основанием для начала административного действия является личное обращение пользователя в библиотеку.
3.1.2.Ответственным за предоставление муниципальной услуги является специалист библиотеки.
3.1.3. Порядок действий:
- ознакомление с Регламентом предоставления муниципальной услуги, Правилами пользования библиотекой и другими локальными нормативными документами « МЦБ», регламентирующими вопросы организации библиотечного обслуживания;
- оформление читательского формуляра на основании документа, удостоверяющего личность, с личной подписью пользователя (п. 2.2.2. настоящего Регламента).
3.1.4. Результатом административного действия является оформление в установленном порядке документов на право получения муниципальной услуги.
3.1.5 Способ фиксации результата выполнения административного действия – получение пользователем библиотеки читательского формуляра.
3.2. Выдача документов во временное пользование в соответствии с запросами пользователей.
3.2.1. Основанием для начала административного действия является личное обращение пользователя в библиотеку.
3.2.2. Ответственным за предоставление муниципальной услуги является специалист библиотеки.
3.2.3. Порядок действий:
- оформление пользователем в устной или письменной, а также электронной форме запроса на выдачу требуемого документа на бланке читательского требования или в режиме online на сайте библиотеки;
- выполнение специалистом библиотеки запроса пользователя, осуществление выдачи документа в соответствии Правилами пользования библиотеки;
- выдача документов пользователю фиксируется в читательском формуляре и подтверждается подписью пользователя.
3.2.4. Выдача Пользователю документа может быть оказана в следующих формах библиотечного обслуживания:
- читального зала, предусматривающего выдачу документа для работы в помещении библиотеки в ее рабочее время – для всех категорий пользователей;
- абонемента, предусматривающего выдачу документа для использования вне стен библиотеки – для пользователей, имеющих постоянную регистрацию.
3.2.5. Пользователю во временное пользование вне стен библиотеки может быть выдано единовременно не более 5 экземпляров книг.
3.2.6. Пользователь, получивший документы во временное пользование вне стен библиотеки имеет право продлить срок пользования документами лично, по телефону, если на них нет спроса со стороны других пользователей не более 2 раз.
3.2.7. При возврате пользователем документов, взятых во временное пользование, специалист библиотеки проверяет состояние сдаваемых пользователем документов, зачеркивает его расписку в читательском формуляре в присутствии.
3.2.8. За порчу документов к пользователю, взявшему документы во временное пользование, применяются санкции, определенные настоящим Регламентом (п. 2.6.2).
3.2.9. Результатом административного действия является выдача пользователю документа во временное пользование, зафиксированная в читательском формуляре.
3.2.10 Способ фиксации результата выполнения административного действия – запись о выдаче пользователю документа в читательском формуляре.

IV. Порядок и формы контроля предоставления муниципальной услуги.

4.1. Контроль за исполнением муниципальной функции по библиотечному обслуживанию осуществляется отделом культуры Мясниковского района.
4.2. Текущий контроль над соблюдением и исполнением специалистами библиотек положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, осуществляется директором « МЦБ».
4.3. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается приказами директором « МЦБ».
4.4. Периодичность осуществления текущего контроля осуществляются на основании приказа директором « МЦБ».
4.5. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением Услуги (комплексные проверки) или отдельные аспекты (тематические проверки).
Проверка также может проводиться по конкретному обращению пользователя.
4.6. Директор « МЦБ» организует работу по предоставлению Услуги, определяет должностные обязанности сотрудников, осуществляет контроль над их исполнением, принимает меры к совершенствованию форм и методов деятельности, обучению работников, несет персональную ответственность за соблюдением законодательства.
4.7. В случае выявления нарушений прав граждан по результатам проведенных проверок в отношении виновных лиц принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.8. Персональная ответственность должностных лиц и специалистов закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.

V. Порядок обжалования решений, действий
или бездействия должностных лиц, исполняющих муниципальную услугу.

5.1. Действия (бездействия) должностного лица могут быть обжалованы в судебном порядке.
5.2. Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает: фамилию, имя, отчество; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути жалобы; личную подпись и дату.
5.3. В случае необходимости подтверждения своих доводов пользователь прилагает к письменной жалобе документы и материалы, либо их копии.
5.4. Ответ на жалобу подписывается руководителем библиотеки. Ответ на жалобу направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.
5.5. В исключительных случаях руководитель библиотеки вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив пользователя, направившего жалобу, о продлении срока его рассмотрения.
5.6. Если в письменной жалобе не указаны фамилия инициатора жалобы и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

VI. Внесение изменений в административный регламент.

6.1. Изменения в административный регламент вносятся:
- в случае изменения законодательства Российской Федерации, Ростовской области, Мясниковского района, регулирующего предоставление муниципальной услуги;
- в случае изменения структуры органов исполнительной власти и органов государственной власти Ростовской области, органов исполнительной власти Мясниковского района, к сфере деятельности которых относится предоставление муниципальной услуги;
- на основании результатов анализа практики применения административного регламента.

 

 

Это интересно: