→ Условия применения информационных технологий в начальной школе. Информационные технологии в начальной школе - документ. Компьютерные средства обучения

Условия применения информационных технологий в начальной школе. Информационные технологии в начальной школе - документ. Компьютерные средства обучения

Хакимова Гульчачак Науфаловна

учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с. Шингак-Куль, с. Шингак-Куль, Республика Башкортостан, Российская Федерация

Аннотация: В статье раскрыта проблема применения информационных технологий в учебном процессе начальной школы. Рассмотрены подходы к определению понятия «Информационные технологии», в результате анализа различных определений, дана авторская трактовка данной категории. Выявлены причины необходимости внедрения современных информационных технологий в процесс обучения учащихся именно младшего школьного возраста, а также раскрыты преимущества применения современных технологий, как для учителей, так и для учащихся.

Ключевые слова: информационные технологии, начальная школа, образование, учебный процесс, информация

Application of information technology in primary school

Khakimova Gulchachak Naufalovna

primary school teacher Municipal budget educational institution Average comprehensive school s. Shingak-Kul, Republic of Bashkortostan, Russian Federation

Abstract: The article deals with the problem of the use of information technologies in educational process of primary school. Considers approaches to the definition of "Information Technology", in the analysis of the various definitions given to the author"s interpretation of this category. Identified the causes the need to implement modern information technologies in the learning process of students is of primary school age, and also revealed the benefits of modern technology, both for teachers and for students.

Keywords: information technology, primary school, education, educational process, information

В настоящее время происходит переход на инновационно-ориентированную модель развития страны, которая характеризуется масштабными социально-экономическими преобразованиями во всех сферах общества, в том числе происходит пересмотр требований к образованию: меняются педагогические методы и приемы, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе. В связи с этим, на сегодняшний день, актуальной проблемой является внедрение информационных технологий в образовательный процесс, в том числе и в начальной школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, информационные технологии характеризуются как базовая педагогическая технология, которая должна пронизывать весь образовательный процесс.

В образовательной сфере понятие «Информационная технология» наиболее часто стало использоваться в конце 80-х годов XX века, с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу. Вопросами внедрения и использования информационных технологий в процесс обучения занимались и занимаются многие исследователи. Еще более двадцати лет назад Б. Г. Ананьев указывал на перспективы применения различных технических средств в образовании: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук» .

Проблеме целесообразности применения информационных технологий в образовании посвящены работы М. П. Лапчика, А. В. Могилева, И. В. Марусевой, И. В. Роберт и т. д. Психолого-педагогические аспекты в применении компьютерной техники в процессе обучения рассматриваются в работах Б. Ф. Ломова, Е. И. Машбица, Л. Н. Бабанина и др. Как показали результаты анализа педагогической литературы, существует множество определений понятия информационные технологии (табл. 1).

Таблица 1. Подходы к определению понятия «Информационные технологии»

Исследователь

Определение

В. М. Глушков

Информационная технология - это процесс, связанный с переработкой информации.

С. А. Смирнов

Информационная технология – это совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации).

В. А. Извозчиков

Информационная технология – это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.

М. И. Жалдак

Информационные технологии – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Н. В. Макарова

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Таким образом, суммируя различные подходы исследователей, понятие «информационные технологии» можно определить как совокупность различных технологических средств, используемых для обработки, передачи и хранении информации.

Существуют различные классификации информационных технологий. На рисунке 1 показана классификация информационных технологий, широко используемая в образовательной сфере, которая состоит из 6 видов информационных технологий .

Итак, рассмотрев классификацию информационных технологий, выявим причины, по которым использование данными технологиями должно осуществляться в начальной школе. Внедрение информационных технологий в процесс образования должен начинаться в младших классах, так как начальная школа – это фундамент образования, от которого зависит дальнейшая успешность ученика. Целесообразность применения информационных технологий в начальных классах можно объяснить по нескольким причинам .

Во-первых, возраст учащегося начальной школы является переломным этапом в развитии ребенка, связанный с началом обучения в школе, сменой основного вида деятельности с игровой на учебную и т. д.

Во-вторых, идет формирование набора жизненных приоритетов, происходящее в процессе восприятия сложных социальных взаимосвязей и механизмов и поиска своего места в системе социальных ролей и институтов.

В-третьих, это период интенсивного развития мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, самосознания и др.

Рассмотрев основные причины внедрения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы, следует отметить преимущества от ее реализации, как для учителя, так и для ученика :

− разнообразное преподнесение необходимой информации ученикам;

− обеспечение наглядности материала;

− индивидуализация обучения;

− дифференциация образовательного процесса с учетом индивидуальных качеств и особенностей детей;

− гибкость в управлении учебным процессом;

− рост объема выполненных упражнений и заданий на уроке;

− расширение информационных потоков и ресурсов;

− повышение мотивации и познавательной активности детей за счет разнообразия форм работы;

− расширение возможности самостоятельной деятельности;

− формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся и т. д.

Таким образом, рассмотрев преимущества внедрения и применения информационных технологий на уроках в начальной школе, можно сделать вывод о том, что использование современных технологий повышает качество образования в целом, так как позволяет проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Итак, проанализировав существующие определения категории «Информационные технологии», можно сделать вывод, что данное понятие имеет сложный и многогранный характер. Дав авторскую трактовку информационным технологиям, выявив основные причины их внедрения в образовательный процесс начальной школы, определив преимущества и эффекты от их использования, можно сделать вывод о том, что важность и целесообразность применения новых технологий в учебном процессе не вызывает никаких сомнений, так как использование информационных технологий позволяет мотивировать учащихся в получении новых знаний, повышает скорость усвоения новой информации, улучшает качество обучения и усиливает активность учащихся.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности использования информационных технологий в начальной школе с учётом возрастных психо—физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

В современном мире информация имеет огромное значение. Человек получает информацию из окружающего мира и на основе полученной информации формирует своё представление о нём.

Очень важно, чтобы человек научился правильно воспринимать мир, получая и обрабатывая полученную информацию. Необходимо уметь в огромном потоке информации отбирать только нужную, полезную информацию, грамотно и доступно излагать, правильно выбирать язык и форму предоставления информации, чтобы они были понятны окружающим.

Информационная деятельность человека включает в себя:

сбор информации;

обработку информации;

передачу информации;

хранение информации;

поиск информации;

защиту информации.

Для того чтобы получать и передавать информацию, выражать своё отношение к происходящему, людям необходимо общаться друг с другом. Это называется коммуникацией и является основой информационных процессов в человеческом обществе.

С появлением компьютеров развитие информационных процессов приобретает небывалый размах. Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многогранно.

Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести уже в младшем школьном возрасте.

Создание компьютерных программ, позволяющих самостоятельно добывать знания, закреплять навыки, развивать творческие способности, меняет условия, в которых дети обучались ещё совсем недавно. Компьютер в жизни школьника является не только средством обучения, он позволяет педагогу направленно влиять на развитие памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка.

Под использованием информационных технологий в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы “основам информатики”, а комплексное преобразование “среды обитания” учащегося, создание новых условий для его развития и активной творческой деятельности.

Анализируя различные аспекты использования современных

информационных технологий в школе, в том числе и начальной, можно выделить следующие:

I аспект - компьютер как объект изучения.

Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”;

II аспект - компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”.

В таком качестве компьютер используется при изучении разных учебных дисциплин (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);

III — компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту или иную предметную область и делать, тем самым, обучение процессом более творческим.

Использование компьютерных технологий на уроке позволяет сделать урок более интенсивным, осуществить дифференцированный подход к учащимся, повысить эффективность учебного процесса, создать дополнительный стимул (что особенно важно при безотметочном обучении).

Возможности ИКТ могут быть использованы на различных этапах урока:

при объяснении нового материала;

повторении;

закреплении;

для контроля над усвоением изученного материала (тестирование и т.д.).

А также, при выполнении домашнего задания в виде творческих работ:

презентации на заданную тему;

рисунки, чертежи;

графики, диаграммы;

рефераты и пр.

В настоящее время в нашем лицее все учебные кабинеты начальной школы оснащены современными компьютерами, экранами и проекторами, многие из них - интерактивными досками. Это даёт учителю дополнительные возможности реализации своих целей. Ребёнок же чувствует себя участником современного образовательного процесса. Он имеет возможность не только видеть то, что демонстрирует учитель, но и быть полноправным участником.

Учитель начальной школы должен учитывать возрастные особенности младших школьников (физиологические, психологические) при использовании ИКТ.

минимальным;

ёмким по содержанию;

доступным, простым для понимания (без использования сложной терминологии, графиков, диаграмм и т.д.).

Во—вторых, наиболее развито в этом возрасте наглядно—образное мышление. Это значит, что для демонстрации учебного материала должны использоваться яркие картинки. Красочное, доступное изложение материала способствует быстрому запоминанию и лучшему усвоению.

Лучше, если картинки будут статическими, чтобы ребёнок мог не только смотреть, но и сам двигать, переставлять предметы. Это ещё одна физиологическая особенность младшего школьного возраста - дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности (например, для первоклассников от 200 до 9000 движений в час).

В-третьих, учитывая современные тенденции развития образования, необходимы иные подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником, методы работы, которые реализуют поставленные цели. В докладе Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 9 декабря 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» подчёркивается необходимость смены технологии обучения. В докладе отмечается, что «...передача готовых знаний перестаёт быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения».

Среди приоритетов образовательной политики России - создание таких условий для повышения качества общего образования, как опыт самостоятельной деятельности и формирование ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (социальных, коммуникативных, информационных, толерантности и самообразования), а не только знания, умения, навыки (ЗУНы).

Если при традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания (вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна), то при проблемном введении материала ученики самостоятельно формулируют вопрос для исследования. Методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

Зачастую ученики начальных классов лишены возможности участвовать

в различного рода конкурсах, викторинах, олимпиадах в силу своих возрастных особенностей. Такая возможность появляется только в 4 классе. По моим наблюдениям могу сказать, что дети уже к концу первого класса способны проявить свои способности: они уже умеют читать, считать, писать, имеют определённый багаж знаний. Мои ученики - постоянные участники дистанционных интеллектуальных конкурсов, турниров и викторин.

Надо заметить, что участие в дистанционном конкурсе обязывает к выполнению некоторых условий организаторов. Обязательным условием при участии в дистанционных конкурсах и викторинах является выполнение работы на ПК, т.е. ребёнок должен владеть навыками работы в Word , PowerPoint , Paint и др.

При работе с Internet уместно говорить о культуре общения в информационном пространстве, в частности об авторском праве.

Нельзя забывать и о здоровьесбережении, необходимо выполнять требования СанПина: работа ребёнка за компьютером должна быть строго регламентирована, обязательно должна выполняться гимнастика для глаз, необходимо проветривание помещения и влажная уборка. -

Хотелось бы отметить, что лишь использование компьютера как средства обучения помогает учащимся из разряда наблюдателей за процессом учения перейти в разряд участника учебной деятельности. Именно это способствует формированию ключевых компетентностей и повышению качества знаний учащихся.

Литература

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М., Баласс, 2005;

Клочкова Т.В. Использование информационных технологий в начальной школе. http://ito.edu.ru/2006/Rostov/II/1/II-1-17.html ;

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. ВАКО. 2004;

Макарова Н.В. и др. Информатика и ИКТ. СПб. Питер. 2007.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
. повысить мотивацию обучения;
. повысить эффективность процесса обучения;
. способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
. совершенствовать методики проведения уроков;
. своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
. планировать и систематизировать свою работу;
. использовать как средство самообразования;
. качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Основные направления информатизации начального образования:
- информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
. использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);
. проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
. осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Возможности использования ИКТ в начальной школе . Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
. Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
. Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;
. Использование готовых программных продуктов;
. Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
. Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
. Создание текстовых работ;
. Обобщение методического опыта в электронном виде.

Эффективность использования ИКТ:

«Интересно! Все понятно! Классно!…», «Я увидел то, что никогда не видел!…», «Почаще бы проводились уроки с мультимедиа!…».
Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и
по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. С целью обмена опытом с коллегами мы проводим открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием мультимедиа.

Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняю­щих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития совре­менного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значи­мость приобретают вопросы информатизации образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Компьютерные (новые информационные)

технологии обучения в начальной школе »

Цель: рассмотреть методические основы использования компьютерных (новых информационных) технологий обучения в начальной школе.

Задачи: дать характеристику компьютерной (новой информационной) технологии обучения с опорой на литературные источники; рассмотреть особенности организации данной технологии в начальной школе; разработать оптимальные варианты использования данной технологии.

Актуальность: В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление внимания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.

Учитывая требования современного образования, будущему учителю

необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на открытие уже известного.

Введение.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала и роль ученика в получении знаний. Ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет.

Сущность компьютерной (новой информационной) технологии.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Концептуальные положения.

Обучение - это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Цели и задачи компьютерной (новой информационной) технологии.

Акцент целей:

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества».

Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Задачи использования ИКТ:

Повысить мотивацию и эффективность процесса обучения;

Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

Совершенствовать методики проведения уроков;

Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

Планировать и систематизировать свою работу;

Использовать как средство самообразования;

Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Типология компьютерных технологий.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера)

Формы компьютерной (новой информационной) технологии.

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  • Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Использование ИКТ на различных этапах уроках:

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний;

Усвоение новых знаний;

Закрепление новых знаний;

Подведение итогов урока;

Домашнее задание.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

в изготовлении учебного пособия;

в подготовке различных творческих сообщений;

в изготовлении презентаций и др.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Электронные ресурсы учебного назначения:

Мультимедийные курсы;

Презентации к урокам;

Логические игры;

Тестовые оболочки;

Электронные энциклопедии; Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Ресурсы Интернет.

  • дистанционные олимпиады

Особенности использования ИКТ в начальной школе .

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!».

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;

Использование готовых программных продуктов;

Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде.

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Заключение.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Использованная литература

  1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004

3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008.

4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2.

5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова – М.: Издательский центр «Академия», – 2003

6. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6

7. Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения.//Педагогика. 2007, № 6.

8. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г. № 1.

9. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000

10. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.

11. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. – М.: Пе-

дагогика, 1984


Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

"Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования".

Энтони Маллан

Цель: изучить возможности применения информационно-коммуникативных технологий в практике работы с учащимися начальной школы, повышение эффективности собственной педагогической деятельности

Задачи:

    Рассмотреть актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах;

    Осваивать современные информационные технологии для использования в урочной и внеурочной деятельности (работа с интерактивной доской);

    Обучать учащихся работе с разными источниками информации;

    Подготовить электронную библиотеку наглядных пособий, электронные версии контрольных работ, презентаций

Рассматривая актуальность использования ИКТ в практике работы с учащимися начальной школы, обратимся:

    К научным фактам:

Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

    К наблюдениям психологов:

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

Интерактивный технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции

Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:

    расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется возможность более углубленно изучить тот или иной материал;

    разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

    возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся. А следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

    усилить образовательные эффекты;

    повысить качество усвоения материала;

    осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

    проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

    овладевать практическими способами работы с информацией,

    перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Свою деятельность по применению информативно-коммуникативных технологий я разделила на четыре этапа:

    I этап. Овладеть современными операционными системами и текстовым редактором, - учиться использовать действующие учебные компьютерные программы. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе, – традиционные задачи всеобуча.

    II этап. «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.

    III этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.

    IV этап. Этот этап за рубежом чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача – введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания.

Анализируя опыт по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что I этап освоен. Основные используемые методы – это прохождение курсов по информационным технологиям, обмен опытом с коллегами и метод «проб и ошибок».

Второй важнейшей задачей, без решения которой невозможно было двигаться вперед, является задача по применению ИКТ. Компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть, и как основной инструмент в учебном процессе. Это уже не роскошь – это необходимость. Учитель должен был научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. И свою основную задачу я вижу в том, чтобы владеть компьютером и использовать его так же, как используем сегодня авторучку или мел для работы на уроке.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса на II этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность учителя, чтобы они стали неотъемлемой органичной частью любого урока.

Начальная школа - это образовательная область, где ИКТ можно и нужно использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе, не забывая о санитарно-гигиенических требованиях и об отрицательных сторонах применения презентаций.

Во-первых, презентации создают четкую последовательность действий на уроке, а урок – это творчество (урок должен рождаться на уроке);

Во-вторых презентации могут превратить урок в развлечение (излишнее увлечение анимационными картинками, нагромождение демонстрационных картинок)

В-третьих, необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся

Поэтому, прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Что я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умственные умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.

Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания.

Практическое применение ИКТ в педагогической деятельности

Сегодня уже никого не удивишь демонстрационными презентациями, с анимационными эффектами, звуком, тренажёрами, анимационными физминутками и т.д. В своей педагогической деятельности я использую готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета), детские презентации, элементы программы SMaRt Board к интерактивной доске, анимированные карты, тренажёры. Считаю возможным использование презентаций на всех этапах урока: сообщение темы урока, минутки чистописания, задания для умников и умниц, устный счёт, орфографическая разминка, сообщение новых знаний, контроль знаний, обобщение, рефлексия, физминутки. Примером таких заданий могут быть: «Учимся писать цифры(буквы)», «Кроссворды анимированные» (помогают за короткое время проверить знания детей и познакомить с новыми фактами), тренажёры (и на этапе закрепления и при контроле знаний), анимированные карты, физминутки.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране. Самое важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

Важным направлением в моей работе является обеспечение компьютерного сопровождения собственной педагогической деятельности. Возможности здесь неограниченны. Накопила электронные версии контрольных работ, раздаточных дидактически карточек, схем анализа различной деятельности (вычислительных навыков, техники чтения, мониторинг учебного процесса).

Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.

Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.

"Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции".

 

 

Это интересно: